•                     


Российский вариант понятия «каботаж» Госдума намерена утвердить 20 декабря


15 декабря Госдума приняла во втором чтении законопроект 1155137-6 с поправками в Кодекс торгового мореплавания в части расширения понятия «каботаж» и готова его рассматривать в третьем чтении 20 декабря. Законопроект был подготовлен правительством РФ и внесен в Госдуму 22 августа 2016 года.
 
 

Для справки, кабота?ж (фр. cabotage) — термин, использующийся для обозначения «плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства».
 
Напомним, законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под Государственным флагом РФ, преимущественного права на осуществление перевозок и буксировки не только между морскими портами Российской Федерации, но и между морскими портами Российской Федерации и любыми другими местами, используемыми для погрузки и выгрузки в РФ и (или) искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации в обоих направлениях. Основной задачей законопроекта, как утверждают авторы законопроекта, является создание условий для увеличения доли участия российских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом РФ, в перевозках между морскими портами РФ и любыми другими местами, используемыми для погрузки и выгрузки в РФ и (или) искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации в обоих направлениях.
 
В настоящее время данный вид перевозок осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом РФ, однако, при этом суда, плавающие под флагом иностранного государства, также сохраняют возможность осуществлять каботаж в соответствии с международными договорами РФ и в случаях и порядке, установленных постановлением Правительства РФ от 24 мая 2012 г. На сегодня, границами морского порта являются границы его территории и акватории. При этом границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством РФ и не перекрывают все внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Таким образом, действующее законодательство РФ, закрепляя за судами, эксплуатируемыми под российским флагом, перевозки между морскими портами РФ, никак не регламентирует перевозки и буксировку на территории РФ, которые начинаются и (или) заканчиваются за пределами границ морского порта (во внутренних морских водах и территориальное море).
 
Авторы поправок ссылаясь на статьи 60 и 80 Конвенции ООН по морскому праву, что прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. В связи с этим включение в определение понятия "каботаж" наравне с перевозками и буксировкой в сообщении между морскими портами перевозок между морскими портами Российской Федерации и искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе РФ в обоих направлениях позволит обеспечить приоритетное право осуществления данного вида деятельности судам, плавающим под Государственным флагом РФ.
 
Также и пункт 2 статьи 7 ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - СРП) устанавливает, что СРП должно предусматривать обязательства инвестора по предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах в качестве перевозчиков. Таким образом, Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" закреплено преимущественное право российских судовладельцев на участие в работах по СРП в качестве перевозчиков.
 
Вместе с тем искусственные острова, установки и сооружения в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ создаются и используются не только в целях реализации СРП.
 
Таким образом, российские перевозчики, осуществляющие перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, не имеют никаких привилегий при осуществлении перевозок между территорией Российской Федерации и объектами, находящимися под российской исключительной юрисдикцией.
 
Эксперты считают, что данный законопроект имеет большое значение для развития Севморпути, а также позволит предоставить дополнительную грузовую базу российским перевозчикам в акватории СМП. Также, как они утверждают, в законопроекте «удалось сбалансировать интересы судостроителей и грузовладельцев».
 
Оценивая последствия принятия данного законопроекта, Председатель Экспертного Совета и глава АО «ОСК» Рахманов заявил, что «ожидается, что произойдёт некоторое перераспределение каботажных перевозок в пользу российских судовладельцев и операторов судов. Мы давно выступаем за введение на территории страны режима поддержки отечественного судостроения, и данный законопроект – это только начало цепочки изменений. Предполагаем, что за этим должно последовать решение государства о стимулировании строительства на российских верфях. Это значительно расширит возможности отечественных судоходных и судостроительных компаний, приведёт к увеличению заказов на строительство в России. Надеемся, что через 5-6 лет у нас появится достаточно судов для работы на Севморпути. Очень важно было сосредоточить судоходство и судостроение вместе».
 
В свою очередь заместитель министра транспорта РФ, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский обратил внимание на новые тренды времени, в том числе на большой объём работ на шельфе, и актуальность создания комфортной морской среды судовладельцев, которые станут заказчиками нового современного флота.
 
Со стороны председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева поступило предложение предоставить компаниям, которые строят и развивают судостроительные предприятия в регионах, преференции в этих регионах, чтобы не получить противостояние и в буквальном смысле «палки в колёса».




Еще по теме:
Павел Федяев: Вопрос принадлежности судна к стране требует законодательного решения Павел Федяев: Вопрос принадлежности судна к стране требует законодательного решения
16 ноября Президент РФ Владимир Путин провёл совещание по вопросам развития судостроительного комплекса «Звезда». В повестке также стояли вопросы освоения Арктики, повышения интенсивности судоходства на Севморпути.

Создаются дополнительные условия для обновления флота под  российским флагом Создаются дополнительные условия для обновления флота под российским флагом
Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания РФ в части, касающейся каботажа».

Экологическая бомба замедленного действия в акватории морского порта Мурманск Экологическая бомба замедленного действия в акватории морского порта Мурманск
В конце 1993 года, во время стоянки на якоре на рейде морского торгового порта Мурманск, при благоприятных погодных условиях, затонуло зверобойно-рыболовное судно «Териберка».

Суда, плавающие под флагом России,  получат преимущества Суда, плавающие под флагом России, получат преимущества
22 августа Правительство внесло в ГД изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа.

Турецкая LIRA оставила вопросы в российских водах Турецкая LIRA оставила вопросы в российских водах
19 марта сухогруз «Лира» турецкой компании Turkuaz Shipping Corp протаранил строящийся мост через Керченский пролив в Крыму. Эксперты исключили политическую версию случившегося

Читайте также:
Выплаты пострадавшим от ЧС
  • 14 апреля 2024
  • 22:07


Справедливороссы настаивают на увеличении выплат пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Их суммы должны соответствовать уровню инфляции. С таким предложением фракция «Справедливая Россия – За правду» обратилась к председателю Правительства Михаилу Мишустину.
Государственная Дума заслушала отчёт о работе Банка России за 2023 год
  • 10 апреля 2024
  • 22:04


Сегодня в Государственной Думе состоялся отчёт главы Центрального Банка Российской Федерации Эльвиры Набиуллиной. В рамках заседания были рассмотрены результаты работы Банка России в прошлом году и определены приоритетные направления развития на ближайшее время
Фильм «Четыре четверти» включён в официальную программу 46-го Московского международного кинофестиваля
  • 7 апреля 2024
  • 21:56


Кинокомпания «Киноглаз» завершила работу над художественным фильмом «Четыре четверти» – экранизацией одноимённого романа Александра Юка.

информ-24,дума, Парламентские новости, парламент, государственная дума, новости, Васильев, Игошин, Зюганов, Миронов, Жириновский, Резник, новости дня из госдумы,законодательство, политические заявления, актуальный репортаж, культура, общество, экономика, аналитика, борьба с коррупцией, политика, здравоохранение, наука

Наверх