•                     


Владимир Измайлов о том, как обеспечить строительство новых рыболовных судов на российских верфях

  • Раздел: Архив |
  • Опубликовано: 21 февраля 2016, 13:57

18 февраля эксперт комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, член экспертного совета «Морские порты России» Владимир Измайлов прокомментировал условия реализации решения Президиума Генсовета по мерам стимулирования строительства рыболовных судов на российских верфях.
 
 

Владимир Измайлов: - Рыбная отрасль за последние годы, с 2004 года, развивалась в положительном направлении с экономической точки зрения. Приведу только две цифры: на начало 1994 года у нас было 70% убыточных предприятий, сегодня у нас наоборот – 30% убыточных, а 70% - прибыльных предприятий.
Объемы вылова тоже не упали, они немножко подросли. Если мы тогда ловили 4 миллиона, то сегодня – 4,5 миллиона ловим. То есть, вроде бы динамика положительная. Но основу для развития рыбной отрасли составляют два момента: первое - состояние и наличие ресурса, то есть рыбы, или как законодательно правильно назвать, водных биологических ресурсов, и второе - основные фонды. Основные фонды – это у нас флот. И сегодня, по оценкам специалистов и по статистической отчетности, флот стареет, уже достаточно старый – средний возраст – 26-27 лет, если сравнивать с Европой, то это приблизительно в таком же ракурсе.
Сегодня задача, поставленная по итогам состоявшегося Президиума Госсовета, – это создать те условия, которые бы стимулировали развитие и в то же время стимулировали рыбаков больше инвестировать.
До настоящего времени объемы производственных мощностей рыбаки наращивали путем модернизации. Я возьму, для примера, большой рыболовный траулер. Он ловил до модернизации – суточная нагрузка была 100 тонн, сегодня модернизированный он может ловить по 250 тонн. Но это уже исчерпало себя и нужно строить новый флот. И здесь государство поставило задачу: не только обновлять флот, но обновлять его на наших судоверфях.
В этой связи прорабатываются меры, которые бы позволили рыбакам строить на наших судоверфях, чтобы они были окупаемы. Государство по итогам Президиумы Госсовета принимает решение дать 20% от общего объема вылова на то, чтобы эти новые суда были загружены. А вторая задача - обеспечить, чтобы рыбак и свои средства, и привлеченные вложил туда, и в течение 15 лет (будет закреплено решением Президиума) мог выкупить или обеспечить рентабельную работу этого флота.
Сейчас основная задача, законодательно эту норму определить, определить четкие условия и требования, какие будут работать, и найти такую формулу, чтобы рыбаков не «задавить». Отнять – это легко, а вот чтобы это работало и давало прирост – здесь сложно.
Сейчас как раз Министерство сельского хозяйства, другие министерства и ведомства готовят законопроект.
 
Кор.: - А какие должны быть базовые цифры?
 
В.И.: - Я скажу свое мнение в данном случае: государство должно определить, на каких ресурсах может работать судно – то ли на селедке, где у нас не хватает мощностей, то ли на минтае, сейчас иваси появляется, а рыбак должен оценить его экономическую эффективность и вкладывать сюда деньги. А государство, когда он построит судно, должно ему гарантировать, что на протяжении срока окупаемости оно будет полностью загружено.
По этому пути идут многие страны. Я как пример приведу Южную Корею – они дают разрешение строить судно, но если они не обеспечат ему загрузку в своей зоне, другой зоне – работают у нас корейцы на минтае, они дают дотацию, чтобы заплатить ту цену, которую мы с них берем за то, что они ловят в нашей зоне. Если же государство не обеспечивает его работу, то тогда государство обязано у него купить это судно по той цене, по которой он приобрел это судно.
Некая модернизация, с моей точки зрения, должна быть и у нас. Если я построил судно, вложил деньги, кредиты и так далее, необходимо, чтобы государство мне обеспечило (поскольку ресурсы у государства по закону – оно управляет ресурсами) загрузку этого судна на протяжении всего срока окупаемости. На 10 лет, на 15 лет. Тогда рыбаки пойдут, и будут вкладывать, и будут считать свои деньги. Просто забрать у рыбаков 20% и как-то отдать очень сложно, поэтому в законе должны эти нормы прямого действия быть прописаны – требования к строительству судов, которые будут строиться, ответственность рыбака и ответственность государства. Тогда все пойдет нормально. Хотя много проблем - у нас нет в стране многих комплектующих для строительства судна. По оценке некоторых заводов, до 70% придется покупать за рубежом, поскольку мы сетевязальные фабрики загубили и так далее – я долго могу рассказывать. Но, тем не менее, все равно, с чего-то начинать надо. Сегодня пока заводы не очень-то могут конкурировать с иностранными судоверфями. Здесь, опять же, нужно тогда при ввозе оборудования отменять пошлины, чтобы удешевить, государство должно дать какие-то льготные кредиты под строительство. Если я строю на российском заводе, то какие-то льготы по получению кредитов должны быть даны, потому что на сегодняшних кредитах, когда они под 20% - сразу удорожание, а тем более в расчете на несколько лет – сумма очень значительная получается. Это что касается системы поддержки рыбаков, развития рыбной промышленности и наращивания производственного потенциала.
Есть другие проблемы, которые дальше возникают – это продажи рыбы, это вопрос переработки рыбы, это логистика доставки, потому что основные районы промысла все-таки находятся далеко от основного потребления, потому что основное население в центральной части живет – в Европе и на Урале, хотя и Сибирь сегодня тоже требует рыбы.
Реконструкция портов. Если возьмем Советский Союз, рассмотрим Дальний Восток – все было ориентировано на Приморье. Все портовые мощности были в основном в Приморье. Наверное, это не совсем правильно. Сегодня нужно развивать и Сахалин, и Магадан, и Камчатку – тем более основные ресурсы сосредоточены именно там. Если брать север – последний рыбный порт продали, если возьмем юг – Черное море, мы сегодня даже не долавливаем некоторую рыбу не потому, что там нечем ловить – некуда ее вести. Нет рыбных портов. Был в Новороссийске – его продали. Он под лес пошел. Маленькие порты, которые были у рыбаков, они под яхты «улетели», потому что это намного выгоднее. Когда приезжают богатые люди, имеющие яхты, они платят за стоянку больше, чем рыбак, который пришел с хамсой или килькой.
Поэтому комплекс проблем очень большой. Но сейчас, в преддверии того, что в 2018 году заканчиваются договоры на закрепление долей, выработка нового механизма, о котором я говорил, требует больших усилий.
И последнее, что бы я хотел сказать: сегодня эти шаги должны быть очень выверены экономически и политически. Просто не нырять в омут. В противном случае мы можем потерять то, что имеем даже сегодня.




Еще по теме:
Социальное предпринимательство в рыбной отрасли. Каким оно будет? Социальное предпринимательство в рыбной отрасли. Каким оно будет?
Отдача для государства от рыбной отрасли может быть намного выше, если сделать несколько шагов на опережение. О том, как снизить цену на рыбу в магазинах для россиян на 30-40% и сохранить местное население в удалённых посёлках

Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2019) Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2019)
Санкционированные и несанкционированные митинги, спровоцированные отказом в регистрации представителей оппозиции на выборах в Мосгордуму, ухудшили положение Сергея Собянина (город федерального значения Москва) в «Национальном рейтинге»

Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019) Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)
Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают май-июнь месяцы 2019 года

Национальный Рейтинг Мэров Апрель-Май, 2019 Национальный Рейтинг Мэров Апрель-Май, 2019
Объектами исследования являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти

Национальный Рейтинг Губернаторов Март-Апрель, 2019 Национальный Рейтинг Губернаторов Март-Апрель, 2019
В весеннем «губернаторопаде» административные выводы полностью совпали с негативным отношением к работе увольняемых со стороны абсолютного большинства экспертов. Отсюда такое уникальное футурологическое попадание. Есть все основания поздравить экспертов «Национального рейтинга» с исключительно квалифицированной работой!

Читайте также:
Долгосрочные сбережения освободят от налогов
  • 24 марта 2024
  • 22:17


Госдума рассмотрит во втором, основном чтении законопроект, предусматривающий введение долгосрочных сбережений.
Ко второму чтению рекомендован проект о штрафах за препятствование газовым проверкам
  • 24 марта 2024
  • 22:13


Комитет по госстроительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении законопроект о повышении штрафов за недопуск газовщиков в дома
В первом чтении принят законопроект об освобождении от уголовной ответственности при заключении контракта с ВС РФ
  • 24 марта 2024
  • 22:07


Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагаются изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Предусматривается закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ в период специальной военной операции

информ-24,дума, Парламентские новости, парламент, государственная дума, новости, Васильев, Игошин, Зюганов, Миронов, Жириновский, Резник, новости дня из госдумы,законодательство, политические заявления, актуальный репортаж, культура, общество, экономика, аналитика, борьба с коррупцией, политика, здравоохранение, наука

Наверх